Отправить отзыв
Ваш e-mail*
Письмо*

Николай Пу́гач

//психотерапевт, психолог//

Бессознательное

Зигмунд Фрейд

 «Все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное»

Зигмунд Фрейд
 
 
 
В статье описаны реальные истории двух людей, которые когда-то обратились ко мне за помощью. Истории публикуются с их согласия. Имена и некоторые обстоятельства изменены в целях сохранения анонимности и конфиденциальности клиентов.
 
В этой статье я хочу рассказать о некоторых неосознаваемых процессах нашей психики, которые, хотя и находятся вне пределов сознания, все равно определяют многие чувства, мысли, действия, восприятие себя, других людей и мира. А также связать эти процессы с задачами психотерапии. Речь пойдет о бессознательном.
 
Говоря о бессознательной психике нельзя не вспомнить об основателе психоанализа Зигмунде Фрейде, величайший вклад которого в мировую науку состоит в том, что он обратил  внимание и описал многие бессознательные процессы. Да и вообще доказал, что они существуют и играют огромную роль в жизни любого человека. Начну с маленькой исторической справки.
 
"Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Толчком послужила демонстрация так называемого постгипнотического внушения, на которой Фрейд присутствовал и которая произвела на него потрясающее впечатление.
 
Одной даме внушили в гипнозе, что она при пробуждении должна взять зонтик кого-то из гостей, стоящий в углу комнаты. Когда она проснулась, то действительно взяла зонтик и раскрыла его. На вопрос, почему она это сделала, дама ответила, что захотела проверить, исправен ли зонтик. Когда же ей заметили, что зонтик чужой, она смутилась и поставила его на место.
 
В этой истории внимание Фрейда привлекли несколько особенностей феномена постгипнотического внушения. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение или мотивировку своему действию. Наконец, в четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия, по крайней мере так было в случае с зонтиком." (Гиппенрейтер Ю.Б., 2010, с. 96)
 
Итак, причины совершаемого действия не осознавались, но, тем не менее, направляли его. При этом человек пытался их как-то рационально объяснить. Это натолкнуло ученого на мысль: а не делаем ли мы то же самое в жизни, только без всяких постгипнотических внушений? Совершаем поступки, зачастую не осознавая их истинных причин, при этом находя этому вполне логичное объяснение, которое, однако, не имеет никакого отношения к изначальной психологической действительности? Ответ очевиден: «Да, так бывает». Но этот ответ кажется простым и очевидным только сейчас, во времена Фрейда так еще не было.
 
Еще одно наблюдение, сделанное исследователями психики. За любым человеческим поведением, каким бы странным и даже деструктивным оно не казалось со стороны, стоит положительное намерение. Положительное в том смысле, что организм пытается тем самым удовлетворить какую-то важную для себя потребность, даже если сама потребность не осознается.
 
Хочу привести пример из моей психотерапевтической практики, подтверждающий это утверждение. Однажды я работал с молодым человеком, назову его Антон, который был зависим от алкоголя и азартных игр. Проблемы эти начались еще в подростковом возрасте, на момент нашей встречи ему было около 22-23 лет. Процесс психотерапии шел достаточно сложно, пока на одной из встреч он рассказал мне сон, который увидел накануне и который поразил его. Сновидческая реальность вообще удивительна, но этот сон был каким-то особенным. Во сне он ощутил себя Иисусом Христом, распятым на кресте. Он чувствовал очень сильную тоску и душевную боль. В образе Христа он висел на кресте и повторял одну фразу: «Отче, почему ты оставил меня?». На этом сон прерывался.
 
Сюжет сна практически полностью совпадал с библейской историей: В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои! Элои! ламма савахфани?» - что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар.15:34). Сновидение чем-то сильно взволновало парня, а во мне вызвало любопытство. И мы занялись исследованием смысла этого сна. Опущу детали того как именно это происходило. Но вывод, к которому пришел клиент, был удивительным. Сновидение символически отражало жизненную ситуацию молодого человека.
 
Когда Антону было лет 14-15, его отец хотел уйти из семьи к другой женщине. Естественно, отношения между родителями были очень напряженными. И не было бы в этом ничего сверх травмирующего для моего клиента, если бы не некоторые особенности этой ситуации.
 
Существует миф, что развод родителей – это очень сильное психотравмирующее переживание для детей, практически непереносимое, оставляющее следы в душе на всю жизнь. На мой взгляд, как бы цинично это не звучало, масштаб травмы сильно переоценивается. Это безусловно очень болезненная ситуация для ребенка, безусловно она оставляет след в душе. Но это то, с чем ребенок (а уж особенно в 14-15 лет) вполне может справиться, прожить это. Так как это часть жизни: отношения могут начинаться и могут заканчиваться, в силу разных причин. Ответственность же родителей, в таком случае, помочь детям справиться с этой ситуацией. А не делать их заложниками своих игр и манипуляций, которые как раз и наносят реальные психологические травмы, а не сам факт расставания двух взрослых людей!
 
Видимо, родители Антона были тоже подвержены влиянию этого мифа. Чаще всего это бывает связано с тем, что люди боятся проживать чувство вины, неизбежно возникающее в таких ситуациях. А чувство вины как раз и обозначает границу выхода из близких отношений. Но речь сейчас не об этом. В итоге родители клиента решили, что остаются вместе ради детей (у Антона есть еще младший брат). Так тоже нередко бывает в семьях, но в данной ситуации, был один нюанс. Внешне они вообще никак не проявляли напряжение, которое было между ними. Для детей они делали вид, что они счастливая семейная пара, что в их семье все хорошо. Вот это и было ужасно для моего клиента. Представьте себе ситуацию, когда подросток живет в семье, ему кажется, что в счастливой, и он даже не допускает мысль (сознательно), что что-то здесь не так. Однако, неосознанно он «считывает», что в семье происходит что-то странное, так как на бессознательном уровне мы воспринимаем гораздо больше, чем сознательно.
 
Судя по описанию клиента, состояние его родителей в этот период было депрессивным. С детьми они общались в основном формально, по делу, исчезла спонтанность и искренность. Нужно было сдерживать огромное количество чувств, чтобы не выдать их случайно. Но признать (позволить себе осознать), что что-то случилось в Датском королевстве Антон не мог, так как это было равносильно недоверию родителям, которым он с детства привык верить. Неудивительно, что как раз в это время его и стало «тянуть» из дома. Постепенно он стал выпивать и играть в залах с игровыми автоматами.
 
Буквально в течение пяти лет парень «пошел в разнос». Из умного, любящего учиться, занимающегося спортом подростка он превратился в молодого человека, страдающего алкогольной зависимостью, патологическим пристрастием к азартным играм, с большими долгами, без определенных занятий, да и без определенных жизненных целей. И, честно говоря, в самом начале нашей с ним работы, я не питал особенных иллюзий по поводу его выздоровления, уж слишком «увязшим» он мне казался.
 
Работать с ним мне было тяжело, достаточно долгое время мне казалось, что мы никуда не продвигаемся в процессе терапии. Я думаю, что он испытывал схожие чувства. Однако на встречи ходил регулярно, и вообще производил впечатление неглупого парня. Но мои вопросы о том, что происходит и происходило в его жизни кроме зависимости, похоже, ставили его в тупик. Обычно он отвечал, что в остальном у него все нормально, а проблемы есть только с алкоголем и азартными играми. Так длилось достаточно долго. Все изменила встреча, на которой он рассказал сон, описанный ранее.
 
Итак, клиент пришел к осознанию значения этого сна. Сон действительно отражал его жизненную ситуацию. Находясь в семье, он чувствовал, что что-то идет не так, но никак не мог осознать и выразить эти чувства. У него были достаточно близкие отношения с отцом. Но после того как отец встретил другую женщину, он отдалился от сына, погрузившись в депрессию. Конечно, парень переживал об этом, только никак не мог объяснить себе эти чувства. Отсюда стал понятен смысл фразы: «Отче, почему ты оставил меня»,  - из сна, а также чувство сильной тоски, печали и боли. Антон действительно очень тосковал по отцу и чувствовал себя оставленным им, но выразить этого он никак не мог, так как даже не осознавал эти чувства.
 
Но на этом осознавание не остановилось, мы возвращались к этому сну несколько раз в процессе нашей работы, так как ему и мне он казался очень важным, можно даже сказать ключевым, для понимания того, что происходит в жизни клиента. Через некоторое время стал понятен и сам символ Христа во сне.
 
В евангельской истории Христос сам принес себя в жертву. Движимый любовью к людям, он пошел на страдания. Тем самым он соединил людей и Бога, взяв на себя их грехи, которые разлучали их. И сделал он это ценой собственной жизни. Символически нечто подобное сделал и мой клиент. Детские и семейные психологи давно заметили, что какое-либо отклоняющееся (девиантное), проблемное поведение детей, нередко выполняет функцию сплочения семьи. Супруги, которые давно охладели друг к другу, вдруг объединяются перед общей бедой. Так произошло и в семье моего клиента. Родители сплотились перед проблемой сына, пытались его вразумить, лечить разными способами, отправляли за границу и т.д. Отец разорвал отношения на стороне, считая себя виноватым в проблемах сына, что мало уделял ему внимания. Однако очень быстро сам погрузился в депрессию, реально отдалившись от сына ещё больше.
 
Если рассматривать эту ситуацию с точки зрения юнингианской психологии, то мой клиент отождествился с архетипом Христа. Архетип (первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. (Википедия) А, как известно, «если вы стали архетипом, то вы уже не оригинальны, вы больше не являетесь самим собой и чем-то особым, вы - просто архетип». (М.-Л. фон Франц, 2009, с.161-162) Таким образом, вполне позитивный символ стал для молодого человека достаточно разрушительным. Как сказал он сам позже, на одной из консультаций: «Я же не Бог, чтобы приносить себя в жертву. Родителям это никак не помогло, и мою жизнь прилично разрушило».
 
Потом было еще много трудной и интересной работы с Антоном. Но этот сон, указавший на причину проблемного поведения, стал основополагающим в нашей работе. Можно сказать, что бессознательная часть психики сама подсказала клиенту и мне путь к выздоровлению. С тех пор прошло уже более четырех лет. Когда я вспомнил об этом случае и решил рассказать о нем в статье, я написал письмо Антону, спросив у него на это разрешения. Он дал свое согласие, заодно рассказал немного о себе. Сейчас он живет в другом городе, у него семья, свой бизнес, недавно родился сын. Проблем с алкоголем и азартными играми у него больше не возникало.
 
Итак, вернемся к бессознательным процессам в психике и некоторым задачам психотерапии. Мне кажется важным, чтобы в процессе психотерапии клиент мог осознать, что в нем самом имеет отношение к формированию проблемной ситуации. Как, например, в вышеописанном случае было неосознанное желание принести себя в жертву в «интересах» собственной семьи. Осознание же позволило обрести свободу выбора в проблемной ситуации, что, на мой взгляд, и является основной задачей психотерапии. Создать для клиента условия, в которых он осознает стереотип и мотив своего поведения и придет к точке свободного выбора: следовать старому поведению и восприятию ситуации или попробовать что-то еще.
 
Еще одна задача психотерапии, неразрывно связанная с первой, найти новое объяснение (интерпретацию) себя, своих действий, действий других людей в проблемной ситуации. В классическом психоанализе такую интерпретацию искал психоаналитик и предлагал ее клиенту. Я придерживаюсь другой точки зрения и считаю, что это важно сделать самому человеку, обратившемуся к психологу или психотерапевту: найти не только более реалистичное трактование проблемной ситуации, но и чтобы такое объяснение отвечало на вопросы: «А что мне с этим делать? Как найти другое решение?».
 
В связи с этим нужно понять положительное намерение, скрывающееся за симптомом или проблемным поведением, так как за ними стоят вполне естественные человеческие потребности, неосознанное удовлетворение которых приводит к проблемному результату. Как пример ещё одна история из психотерапевтической практики.
 
Ко мне обратилась женщина, назовем ее Ирина Станиславовна, которая находилась на пенсии уже около года. Ее беспокоила тревожность, сниженное настроение, а самое главное постоянные навязчивые страхи о состоянии собственного здоровья, подозрение у себя тяжелых заболеваний. В медицине это состояние называют ипохондрией.
 
До выхода на пенсию Ирина Станиславовна была вполне активным, жизнерадостным человеком. Занимала руководящую должность. О здоровье заботилась: занималась йогой, следила за питанием, совершала регулярные пешие прогулки, к врачам обращалась только по мере необходимости.
 
В какой-то момент обстоятельства сложились так, что Ирине Станиславовне пришлось уйти на заслуженный отдых. Это было достаточно болезненное для нее событие, но, по ее словам, она его прожила и смирилась. И вдруг, через полгода, стала появляться тревога за собственное здоровье. То на рак подозрение, то еще на что-нибудь. Клиентка стала часто ходить по врачам, подвергать себя регулярным медицинским обследованиям. Врачи ничего не находили, успокаивали ее. Помогало это ненадолго, через некоторое время появлялась новая тревожная идея, и все начиналось сначала. При этом рационально женщина понимала всю необоснованность этих опасений, что и побудило ее обратиться ко мне.
 
Не буду описывать ход психотерапии, чтобы не увеличивать объем статьи еще больше. Опишу только то понимание, к которому пришла Ирина Станиславовна о бессознательном смысле ее состояния. А выполняло оно две основных задачи. Во-первых, как бы удивительно это не звучало, ипохондрия служила заполнению пустоты и дефицита общения, образовавшихся после выхода на пенсию. Смирение с выходом на пенсию оказалось мнимым. Работа занимала большую часть жизни клиентки, по-настоящему нравилась ей, давала статус, возможность общения. И так уж сложилось, что все это прервалось в один момент. В жизни Ирины Станиславовны образовалась огромная пустота. И что с этим делать клиентка совершенно не знала. Это тревожило ее, но она «удачно справилась» с этим, вытеснив эти мысли на задворки сознания. Как писал Жан-Поль Сартр: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». Ну, вот и начала заполнять. Хождение по врачам давало возможность себя «развлечь», расширяло круг общения, а также подчеркивало статус (врачи были самые лучшие и дорогие). Во-вторых, симптомы решали вновь возникшую семейную проблему. Муж Ирины Станиславовны к тому времени тоже стал уделять меньше времени бизнесу, стал больше отдыхать и чаще находиться дома. Сложившееся за годы равновесие семейной системы было нарушено. Проводя большую часть времени на работе, супруги могли наслаждаться обществом друг друга в редкие часы и дни отдыха. И вдруг все изменилось, они стали проводить друг с другом больше времени. Оказалось, что в таком количестве выносить друг друга было достаточно сложно. Но признаться себе в этом клиентка не могла. Так как боялась допустить мысль, что любимый муж ее раздражает. Как выяснилось позже, в процессе психотерапии, у Ирины Станиславовны была фантазия, что если это признать, то нужно немедленно будет расстаться. Вот хождение по больницам решало и эту задачу: с мужем она стала видеться гораздо реже.
 
После того как клиентка стала осознавать, что реально происходит в ее жизни и в чем смысл симптомов, они (симптомы) практически полностью исчезли. И наша работа была направлена на то, чтобы женщина могла найти новые формы жизненной активности, общение, а также новую форму отношений с мужем.
 
Также важной задачей психотерапии является помощь человеку в принятии себя во всем разнообразии собственных проявлений, так как в отвергаемых частях личности содержится сила и творческая энергия, которая может быть направлена на решение проблемы. Например, только признание и принятие собственного раздражения к мужу, позволило клиентке разрешить данную ситуацию, осознано найдя новый баланс в семейных отношениях. А не убегать от проблемы в ипохондрию.
 
Тема неосознаваемых процессов в человеческой психике необъятна и я надеюсь вернуться к ней как-нибудь еще. Закончить же статью я хочу словами еще одного великого исследователя бессознательного, имеющего свой оригинальный взгляд на этот вопрос – Милтона Эриксона: «Я не знаю, имеет ли по этому поводу какие-либо идеи ваш сознательный ум, но бессознательный ум явно испытывает свои собственные мысли и желания».


Материалы, использованные при написании статьи:

1. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 352 с.
2. Википедия. Статья «Архетип».
3. фон Франц М.-Л. / Вечный юноша. Puer Aeternus / Пер. с англ. В. Мешавки. – М.: Независимая фирма «Класс», 2009. – 384 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
4. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. / Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения / Пер. с англ. М.А. Якушиной. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 352 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
 
 
 
Психотерапевт, семейный психолог
Николай Пугач
г. Ижевск
 

Нет комментариев. Ваш будет первым!