Отправить отзыв
Ваш e-mail*
Письмо*

Николай Пу́гач

//психотерапевт, психолог//

Принципы обучения гештальт-терапии


Хочу начать статью с идеи, которая, с моей точки зрения, очень важна для понимания того, как происходит обучение гештальт-терапии.


Гештальт-терапия – это личностно-ориентированный подход в психотерапии и психологическом консультировании.


Что это значит?


Это значит, что:


•    Психотерапия – это не только встреча специалиста и клиента, а это еще и встреча двух или более (например, в семейной или групповой терапии) людей, личностей. И психолог или психотерапевт реагирует на другого человека не только из профессиональной роли, но и как человек. И эти человеческие (личностные) реакции являются важной частью процесса психотерапии и даже одним из ее инструментов.


•    Основная задача специалиста в личностно-ориентированном подходе создать для клиента условия, через построение терапевтических отношений, в которых бы он мог исследовать себя, свои отношения с другими людьми и найти ресурсы и возможности для разрешения проблемных ситуаций. Именно создать условия, а не убрать симптом или подсказать правильный алгоритм действий.


•    Психотерапевт создает эти условия, опираясь не только на профессиональные знания и умения, но и на собственную личность, на свою чувствительность к другому человеку и его процессам, опираясь на осознавание собственных реакций.


Есть достаточное количество исследований, которые подтверждают идею о том, что эффективность психотерапии в большей степени зависит от личности терапевта, а не от того, какого направления он придерживается, какие техники он использует.


Поэтому, гештальт-терапия – это не технологический подход, со специальным набором техник и алгоритмов действий. Клиент, обратившийся за помощью к психологу, это не машина, которую можно починить, если точно знаешь инструкцию, а уникальная личность со своим уникальным жизненным опытом. И нет никаких готовых и правильных решений именно для этого человека, ему их предстоит найти самостоятельно, при участии специалиста. Карл Юнг говорил, что для каждого нового клиента приходится изобретать новую психотерапию.


Конечно, в гештальт-терапии есть свой инструментарий и профессиональные навыки. Без этого терапия была бы невозможна. Но осознанность и понимание процесса, гораздо важнее технологичности. Если психолог осознает и чувствует, что именно сейчас происходит в терапевтическом процессе, в чем уникальность данной конкретной ситуации, то он может совершать терапевтические действия именно с этим уникальным человеком, а не потому, что в таком типе ситуаций нужно действовать так. Психотерапия – это всегда творческий процесс.


Именно поэтому, в программе подготовки гештальт-терапевтов, мы не учим каким-то «правильным» алгоритмам действия, а считаем своей главной задачей создание условий, в которых участники программы могут развивать свою личностную осознанность, терапевтическую индивидуальность и понимание самого процесса психотерапии. Иногда это называют развитие изнутри, как противопоставление традиционному обучению, ориентированному на приведение обучающихся к определенным стандартам (развитие снаружи).


Итак, вернемся к вопросу: как происходит обучение гештальт-терапии
?


Я сконцентрируюсь только на самых важных моментах:


Обучение гештальт-терапии – это обучение через опыт. Нам (преподавателям) важно, чтобы вы поняли и научились гештальт-подходу через свой собственный опыт и создали собственное понимание процесса психотерапии. Нет ни одной идеи, которую бы вы должны были принять на веру, при прочтении книг или со слов тренера. Важно, чтобы любая идея была подкреплена вашим собственным опытом и пониманием.


Откуда берется этот опыт?


1) В группе профессионального тренинга (группе обучения).


Это обучение через т.н. «клиентскую позицию», когда у вас есть возможность понять что такое психотерапия изнутри. Я думаю, что нет необходимости подчеркивать особую важность этого процесса.


Это обучающие процедуры и упражнения, которые предлагают тренеры программы для лучшего понимания различных аспектов терапевтического процесса или отработки навыков.


Это терапевтические сессии. Тренеров с участниками, участников друг с другом, с последующим профессиональным разбором.


Это супервизия после ваших учебных консультаций.


2) Личная (индивидуальная) терапия. Это международный стандарт. Специалист не прошедший сам достаточное количество часов индивидуальной терапии – это нонсенс. Прохождение собственной терапии помогает психологу или психотерапевту не только более эффективно разрешать свои жизненные затруднения, но и расти профессионально.


3) Супервизорские группы. После первого года обучения участники программы начинают проводить учебные консультации, при поддержке тренеров, которые прошли соответствующую подготовку в области супервизии.


4) Интенсивы и конференции.


5) Очень важная часть обучения – самостоятельная работа в малых группах между семинарами.


Еще одна важная идея, вытекающая из определения гештальт-терапии как личностно-ориентированного подхода:


В терапии нет какого-то единственного правильного пути, нет ни одного единственно правильного способа проведения психотерапевтических сессий, одного правильного видения терапевтической ситуации и т.д. Хорош тот путь, который может выбрать именно этот специалист и именно с этим клиентом.


Например, мы целенаправленно приглашаем в программу разных тренеров (как минимум четырех, кроме основных ведущих). Это нужно для того, чтобы участники увидели, что разные люди могут работать очень по-разному, в своем стиле, при этом у каждого это получается достаточно хорошо. Это дает возможность не привязываться к стилю работы основных ведущих, не создавать убеждение, что работать нужно именно так. Наша совместная задача, чтобы каждый из участников программы мог найти свой стиль в терапии, который подходит именно ему, и является непосредственным продолжением его уникальной личности.


В конце я хочу сказать, что я намеренно не делал в статье различий между понятием психотерапевт и психолог, и между психотерапией и психологическим консультированием, а использовал их как синонимы. Конечно, существует много споров о том, чем отличаются психотерапия и психологическое консультирование, и чем отличается психотерапевт от психолога. С моей точки зрения это не так важно, если дело касается личностно-ориентированного подхода, например, гештальт-терапии, так как эффективность специалиста будет определятся не его названием или названием его рода деятельности, а скорее качеством его подготовки и глубиной его личностного развития.

 

Николай Пугач

Руководитель Высшей Школы Гештальт-Терапии в Ижевске


Нет комментариев. Ваш будет первым!