Отправить отзыв
Ваш e-mail*
Письмо*

Николай Пу́гач

//психотерапевт, психолог//

Детская психотерапия

Московский Институт Интегративной Детской/Подростковой Психотерапии «Генезис»

Российско-Австрийский проект по подготовке детских и подростковых психотерапевтов

 

В австрийской психотерапевтической традиции, которая, как известно, дала начало многим направлениям в психотерапии, был выработан центрированный на ребенке подход в психотерапии – интегративная детская и подростковая психотерапия. Основатели подхода - др. Вера Цимприх, др. Альбин Хозер-Мозер. Новые поля для деятельности детского психотерапевта – в школах, детских организациях и клиниках, психотерапевтическая экспертиза и сопровождение в органах опеки и перед судом. Помимо основной деятельности в круг задач детского психотерапевта входит обучение коллег из других профессиональных групп и влияние на социум в интересах ребенка.

Программа специализации в детской и подростковой психотерапии, разработанная в венской психотерапевтической традиции, была успешно опробована в 1998-2005 годах в совместном российско-австрийском проекте МГУ им. Ломоносова, ППЛ, центра «Генезис» и австрийского института детской и подростковой психотерапии; является первой в России программой по систематическому и специализированному обучению в области детской и подростковой психотерапии. 28 психологов и врачей-психотерапевтов получили сертификат детского/подросткового психотерапевта/психолога-консультанта австрийского института детской и подростковой психотерапии в  2005 году. Компетентность этих специалистов получает признание и широкий резонанс в России. Обучающие проекты существуют в Москве,Ростове, Ижевске, и Курске. В апреле 2008 года состоялся  второй выпуск группы в Москве, обучается  третья группа. Завершили обучение  специалисты в Ростове и в Ижевске.


1. Цели обучения.


1.    Развитие эмоциональной гибкости, эмоциональной отзывчивости и устойчивости, способности переносить высокие нагрузки при работе с детьми.
2.    Преодоление собственного сопротивления, восполнение собственных дефицитов и получение доступа к личным ресурсам.
3.    Рост личностной и социальной компетентности на уровне развития комплексного осознания социально-психологических ситуаций и системных факторов развития ребенка.
4.    Умение стимулировать развитие поддерживающей «сети» на благо развития ребенка, работа с социальными институтами.
5.    Освоение направленных на детей и адекватных детям специфических практик и методов.
6.    Расширение теоретических представлений в области возрастной психологии, диагностики, учения о здоровье и болезни и в целом о детско-юношеской психотерапии.
7.    Формирование профессиональной идентичности детского и подросткового психотерапевта, основанной на глубинном переживании душевных особенностей детства.

Это образование обеспечит повышение профессиональной компетентности людей, уже имеющих опыт работы с детьми и подростками. В случае если они еще не признаны психотерапевтами в рамках одного из методов, при выполнении всех квалификационных  требований по окончании образования они получат Сертификат детского и подросткового психотерапевта австрийского института повышения квалификации в области детской и юношеской психотерапии (Вена). Психотерапевты, завершившие обучение в рамках одного из психотерапевтических методов по программе, соответствующей уровню Европейского Сертификата, получают рекомендацию на получение Европейского Сертификата психотерапевта и также сертификат о звании детского и подросткового психотерапевта. Для  остальных предусмотрены Сертификаты детского\подросткового психолога-консультанта и свидетельство о прохождении обучения.
Наша цель состоит в том, чтобы скоординировать и сделать доступными специфические профессиональные знания и умения, необходимые для работы с детьми и подростками в целостном, охватывающем различные направления обучении. Этот целостный подход имеет корни в различных направлениях психотерапии и дает психологам и психотерапевтам различных направлений возможность приобрести интердисциплинарное понимание и способ работы с детьми и подростками.
 

2. Участие в обучении.


В обучении могут принять участие люди, уже имеющие опыт работы с детьми и подростками, а так же специалисты, планирующие  работать с детьми и подростками, получившие или получающие образование по одному из методов психотерапии.

3.Содержание и структура образования.
 
3.1. Участие в длительной обучающейся группе.

3.1.1. Базовый курс – первый год обучения. 6 семинаров по 16 часов (2 дня). Общее время курса –80 часов (109ак. часа)
В продолжающейся группе с постоянными участниками создаются возможности доступа к внутреннему ребенку/подростку как личному ресурсу, к преодолению собственного сопротивления, к восполнению собственных дефицитов и созданию ресурсов, которые необходимы для стабильности и эмоциональной устойчивости в работе с детьми.

Темы семинаров:

1 семинар обучающей программы. «Первый контакт с ребенком, первая встреча: сбор анамнеза, рабочий альянс, диагностика, процессуальная диагностика».

Учебная цель семинара. Организация и проведение первой встречи.


Задачи семинара:


-    Установление контакта с ребенком в его жизненном мире. Овладение репертуаром средств для  установления контакта с ребенком.
-    Тренинг в терапевтическом диалоге с ребенком.
-    Восприятие собственного эмоционального резонанса. Представление о собственном эмоциональном резонансе как о диагностическом инструменте(использование его  для понимания ребенка и  определения целей терапии).
-    Понимание невербальных проявлений, средств выражения и влияния
-    Работа с гибкостью «я» терапевта: его способности к контакту с  собственным опытом детских переживаний, его способности занимать разные позиции
-    Роли детского психотерапевта
-    Задачи детского психотерапевта
-    Сеттинг в детской психотерапии
-    Первые терапевтические цели для ребенка и родителей
-    Знакомство  с принципами процессуальной диагностики.
-    Знакомство с общей схемой психотерапевтического процесса в детской психотерапии.

Теоретические опоры 1 семинара.


•    Д.Штерн о взаимной регуляции состояний матери и ребенка в симбиотической связи.
•    Понятие встреча (М. Бубер) и контакт (Ф. Перлз). Значение « встречи»  и ее роль  в становлении личности и человеческом развитии.(М. Бубер и результаты исследований группы Штерна).
•    «Защита прежде терапии» (в. Цимприх).
•    Организация сеттинга в детской терапии (В. Цимприх)
•    4 базовых роли детского психотерапевта
•    Феноменоменологический метод и феноменологическое наблюдение


2 семинар. Работа с мотивацией: работа над контактом, работа над связью с ребенком, привлечение окружения к работе с ребенком.

3. Доступ к бессознательному материалу у детей на различных возрастных ступенях и у подростков.

4. Работа со страхом и агрессией: тело и движение, защита и сопротивление.

5. Сексуальность: пубертатный кризис, поиск идентичности, самостоятельность и отделение.
6. Супервизия

    
3.1.2. Основной курс: 11 семинаров по 2 дня. Общее время курса – 198 часов (297 ак.часов)

Цель: знакомство с диагностикой картин нарушений, расстройств, травм, дефицитов и психотерапевтическими методами ведения и лечения специфических расстройств.
На каждом семинаре выдаются раздаточные материалы.

6 семинар. Работа с семьей и окружением.
7 семинар. Психосоматика  у детей и подростков. Интегративное значение психосоматических симптомов.

8    семинар. Работа с дефицитами и постсоциализация в детской и   подростковой психотерапии.
9    Семинар. Кризисная интервенция в детском и подростковом возрасте.
10    Семинар. Проективные тесты и процессуальная диагностика с помощью игры.
11    Семинар. Теории развития.
12    Семинар.Работа с травматическим опытом у детей и подростков.
13    Семинар. Ранние нарушения, психозы в детском и подростковом возрасте.
14    Супервизия. Работа с утратами.
15    Заключительный семинар. Обобщение.

Между семинарами проводятся две групповые встречи в малых группах.
Обучение поддерживается супервизией Альбины Локтионовой.

3.2.Регулярные встречи в малых группах.
После первого семинара создаются малые группы, участники которых в обязательном порядке встречаются 2 раза между семинарами. Всего 24 встречи (по 4 ак.часа).

Цели:


  • проработка теоретических тем и литературы.
  • личная и профессиональная поддержка.
  • супервизия внутри группы.



3.3. Групповая супервизия.


Супервизия в рамках интрапсихического и интерперсонального подхода направлена на упражнение в работе в рамках подхода, Семинары по супервизии предлагаются тренерами в качестве обязательных, начиная со второго года обучения. Количество часов 54 (81) ак. час.


3.6. Написание реферативной работы по научным исследованиям в области возрастного развития или по теориям развития.


3.7. Окончание – написание заключительной работы.


а) Заключительная работа может представлять собой теоретическую работу по определенной теме из области детской и подростковой психотерапии;
б)Заключительная работа может представлять полный отчет о законченном случае (письменно в объеме 20 стр или доклад на Жур -фиксе с тезисами в 2-4 страницы).

3.8. Сертификация. Признание выполнившего все необходимые условия в качестве детского психотерапевта с вручением сертификатов O-KIDs о присвоении звания детского и подросткового консультанта в области психотерапии O-KIDs.


Обучение поддерживается супервизией австрийских специалистов.

  • Сроки обучения: 3 года, 5 двухдневных семинаров в год, супервизия, малые группы, дипломная работа.
  • Главный организатор проекта: Локтионова Альбина Викторовна – обучающий психотерапевт австрийского института повышения квалификации  в детской и подростковой психотерапии (г. Вена), Европейский сертификат терапевта, психотерапевт экзистенциального  направления, так же специалист  в методе семейной  расстановки, сертифицированный гештальттерапевт (Марбург).
  • Ведущие: Котерапевты – выпускники программы, имеющие квалификацию не менее 1000 часов обучения и большой  практический опыт.
  • Пудова Татьяна Владимировна – психиатр, врач-психотерапевт, детский подростковый психотерапевт, гештальттерапевт.
  • Калетина Елена Валентиновна - психолог, детский подростковый психотерапевт.


По вопросам участия в данной программе обращаться по телефонам:


89658448447 - Пудова Татьяна Владимировна


89124417768 - Калетина Елена Валентиновна


И по электронному адресу: Allenna1@yandex.ru

Нет комментариев. Ваш будет первым!