Семейная и парная терапия в гештальт-подходе
Программа предназначена для психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов, врачей. Она включает в себя пять трехдневных встреч. Продолжительность каждой - 20 астрономических часов (100 астрономических часов за год обучения). По окончании выдается сертификат тем участникам, которые успешно выполнили требования программы.
Ведущий программы - Оксана Орлова - психолог-психотерапевт, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, системный семейный терапевт.
Дополнительное образование по работе с психосоматикой, с детьми и семьями, арт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия. Длительные международные программы от Французского Гештальт-Института, "Клинические аспекты гештальт-терапии" в Италии. Второе высшее образование - культуролог (ИЕК). Длительный опыт работы с различными семейными системами на разных этапах развития. Опыт психологической работы с 1997 года.
Цель и задачи программы:
1. Изучение различных направлений семейной терапии и возможная интеграция их с гештальт-подходом.
2. Формирование профессиональной идентичности психотерапевта, работающего с парами и семьями
3. Развитие навыков восприятия и концептуализация практической работы с семьей.
4. Приобретение различных терапевтических методик, позволяющих сделать работу более качественной и результативной.
5. Осознавание и проработка собственных семейных историй и взаимоотношений.
Правила участия и требования к участникам:
- Посещение всех модулей программы
- Написание теоретической работы
- Описание и анализ терапевтической работы с парой или семьей (минимум 3 сессии)
Содержание обучающих модулей:
1й модуль.
Семья как система.
Организмический подход. Семья как среда и как организм. Основные принципы работы семейной системы. Параметры семейной системы: стереотипы взаимодействия, семейные правила, мифы, границы, стабилизаторы семейной системы, семейная история.
Жизненный цикл семьи. Выделение фигуры семейной системы. Основные кризисы, задачи и потребности в семейной системе. Модальности контакта, синхронный и диахронный аспекты.
Принципы семейной терапии: циркулярность, гипотетичность, нейтральность.
Основные задачи терапевта в начале работы: формирование запроса, исследование взаимодействия, заключение контракта.
Методы исследования семейной системы. Этика семейного терапевта.
2й модуль.
Вектор семейной терапии, ориентированный на семейную историю.
Идентифицированный пациент. Основные концепции теории М.Боуэна: уровень дифференциации как формирование фигуры из Ид-ситуации, треугольник при построении контакта в присутствии Другого; ядерная эмоциональная система; процесс семейной проекции; эмоциональный разрыв; межпоколенческая передача как поле фигур; сиблинговая позиция; социумная регрессия.
Способы и методики изучения семейной истории. Работа с генограммой. Последовательности взаимодействия. Техники семейной интервенции.
3й модуль.
Вектор семейной терапии, ориентированный на структуру/процесс.
Структурная школа (Сальвадор Минухин). Основные параметры семейной структуры: сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, Personality и ролевое взаимодействие в семье. Дисфункциональные семьи и способы прерывания контакта. Коалиции горизонтальные и вертикальные.
Семья как коммуникативная система (Пол Вацлавик). Модальности контакта. Симметричные и комплиментарные взаимоотношения. Циркулярное интервью и цикл контакта. Основные аспекты взаимодействий. Функция симптома в семейной системе. Прямые и парадоксальные предписания как поддерживающие и фрустрирующие интервенции. Домашние задания для пары.
4й модуль.
Вектор семейной терапии, ориентированный на переживание.
Эмоционально-фокусированная терапия (Сьюзан Джонсон, Лесли Гринберг). Стили привязанности: надежный, избегающий и тревожно-амбивалентный. Эмоциональная вовлеченность в отношения. Потребность в близости и опоре. Автономность и принадлежность в отношениях. Эмоциональная близость и дистанцирование в семье. Принцип работы "здесь-и-сейчас" в семейных взаимоотношениях. Переживание нового эмоционального опыта в паре. Эмоциональный контакт, простраивание новых совместных проектов. Творческое приспособление семьи к постоянным изменениям. Сценарии диалогов между супругами. Три этапа (Эфт) - динамика построение контакта - де-эскалация; изменение позиций в отношениях; консолидация и интеграция. Терапевтические интервенции.
5й модуль.
Основные направления работы семейного терапевта.
Разбор основных направлений работы семейного терапевта:
- изменения в структуре семьи, формирование семейного Self
- разрешения задач в жизненном цикле семьи, исследование способов прерывания контакта
- изменение способов коммуникаций в семье, построение контакта
- дифференцирование в семейной истории.
Супервизия терапевтической работы студентов.
Литература:
- Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии. СПб, Изд-во Пирожкова, 2001.
- Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М., Класс, 2000.
- Захарян И.С. - Семейная психология и семейная психотерапия, 1997, №2, с. 32-43.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. (курс лекций). СПб., «Речь», 2001.
- Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии… с. 591 – 624.
- М.Спаньоло Лобб. – ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
- М.Спаньоло Лобб "Now for next"
- Э. и Б. Линч. - ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., Класс, 1998.
- Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., Класс, 1998.
- Витакер К. За пределами психики. М., Класс, 1999.
- Витакер К., Бпмберри В. Танцы с семьей. М., Класс, 1999.
- Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., Класс, 1997.
- Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., Класс, 1998.
- Виникот Д. - МПЖ, 1999, №2.
- Семейная психотерапия (Хрестоматия) СПб., «Питер», 2000.
- Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии, СПб Питер, 2001
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. Когито-Центр
Нет комментариев. Ваш будет первым!