Отправить отзыв
Ваш e-mail*
Письмо*

Николай Пу́гач

//психотерапевт, психолог//

Семейная и парная терапия в гештальт-подходе

Программа предназначена для психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов, врачей. Она включает в себя пять трехдневных встреч. Продолжительность каждой - 20 астрономических часов (100 астрономических часов за год обучения). По окончании выдается сертификат тем участникам, которые успешно выполнили требования программы.

Ведущий программы - Оксана Орлова - психолог-психотерапевт,  сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, системный семейный терапевт.

Дополнительное образование по работе с психосоматикой, с детьми и семьями, арт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия. Длительные международные программы от Французского Гештальт-Института, "Клинические аспекты гештальт-терапии" в Италии. Второе высшее образование - культуролог (ИЕК). Длительный опыт работы с различными семейными системами на разных этапах развития. Опыт психологической работы  с 1997 года.

Цель и задачи программы:

1. Изучение различных направлений семейной терапии и возможная интеграция их с гештальт-подходом.

2. Формирование профессиональной идентичности психотерапевта, работающего с парами и семьями

3. Развитие навыков восприятия и концептуализация практической работы с семьей.

4. Приобретение различных терапевтических методик, позволяющих сделать работу более качественной и результативной.

5. Осознавание и проработка собственных семейных историй и взаимоотношений.

Правила участия и требования к участникам:

- Посещение всех модулей программы

- Написание теоретической работы

- Описание и анализ терапевтической работы с парой или семьей (минимум 3 сессии)

 

Содержание обучающих модулей:


1й модуль.

Семья как система. 

Организмический подход. Семья как среда и как организм. Основные принципы работы семейной системы. Параметры семейной системы: стереотипы взаимодействия, семейные правила, мифы, границы, стабилизаторы семейной системы, семейная история. 

Жизненный цикл семьи. Выделение фигуры семейной системы. Основные кризисы, задачи и потребности в семейной системе. Модальности контакта, синхронный и диахронный аспекты.

Принципы семейной терапии: циркулярность, гипотетичность, нейтральность.

Основные задачи терапевта в начале работы: формирование запроса, исследование взаимодействия, заключение контракта.

Методы исследования семейной системы. Этика семейного терапевта.

 

2й модуль.

Вектор семейной терапии, ориентированный на семейную историю

Идентифицированный пациент. Основные концепции теории М.Боуэна: уровень дифференциации как формирование фигуры из Ид-ситуации, треугольник при построении контакта в присутствии Другого; ядерная эмоциональная система; процесс семейной проекции; эмоциональный разрыв; межпоколенческая передача как поле фигур; сиблинговая позиция; социумная регрессия. 

Способы и методики изучения семейной истории. Работа с генограммой. Последовательности взаимодействия.  Техники семейной интервенции. 

 

3й модуль.

Вектор семейной терапии, ориентированный на структуру/процесс.

Структурная школа (Сальвадор Минухин). Основные параметры семейной структуры: сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, Personality и ролевое взаимодействие в семье. Дисфункциональные семьи и способы прерывания контакта. Коалиции горизонтальные и вертикальные.

Семья как коммуникативная система (Пол Вацлавик). Модальности контакта. Симметричные и комплиментарные взаимоотношения. Циркулярное интервью и цикл контакта. Основные аспекты взаимодействий. Функция симптома в семейной системе. Прямые и парадоксальные предписания как поддерживающие и фрустрирующие интервенции. Домашние задания для пары.

 

4й модуль.

Вектор семейной терапии, ориентированный на переживание.

Эмоционально-фокусированная терапия (Сьюзан Джонсон, Лесли Гринберг). Стили привязанности:  надежный, избегающий и тревожно-амбивалентный. Эмоциональная вовлеченность в отношения. Потребность в близости и опоре. Автономность и принадлежность в отношениях. Эмоциональная близость и дистанцирование в семье. Принцип работы "здесь-и-сейчас" в семейных взаимоотношениях. Переживание нового эмоционального опыта в паре. Эмоциональный контакт, простраивание новых совместных проектов. Творческое приспособление семьи к постоянным изменениям. Сценарии диалогов между супругами. Три этапа (Эфт) - динамика построение контакта - де-эскалация; изменение позиций в отношениях; консолидация и интеграция. Терапевтические интервенции.

 

5й модуль.

Основные направления работы семейного терапевта.

Разбор основных направлений работы семейного терапевта:

- изменения в структуре семьи, формирование семейного Self

- разрешения задач в жизненном цикле семьи, исследование способов прерывания контакта

- изменение способов коммуникаций в семье, построение контакта

- дифференцирование в семейной истории.

Супервизия терапевтической работы студентов.

 

Литература:

  1. Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии. СПб, Изд-во Пирожкова, 2001.
  2. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М., Класс, 2000.
  3. Захарян И.С. - Семейная психология и семейная психотерапия, 1997, №2, с. 32-43.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. (курс лекций). СПб., «Речь», 2001.
  5. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии… с. 591 – 624.
  6. М.Спаньоло Лобб. – ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
  7. М.Спаньоло Лобб "Now for next"
  8. Э. и Б. Линч. - ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
  9. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., Класс, 1998.
  10. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., Класс, 1998.
  11. Витакер К. За пределами психики. М., Класс, 1999.
  12. Витакер К., Бпмберри В. Танцы с семьей. М., Класс, 1999.
  13. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., Класс, 1997.
  14. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., Класс, 1998.
  15. Виникот Д. - МПЖ, 1999, №2.
  16. Семейная психотерапия (Хрестоматия) СПб., «Питер», 2000.
  17. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии, СПб Питер, 2001
  18. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. Когито-Центр


Нет комментариев. Ваш будет первым!